Я не могу сказать, что "фанатею" от какого-либо
одного стиля или коллектива. В каждом направлении, в каждом жанре как музыки,
так и любого другого искусства есть свои шедевры. Поэтому скорее могу заявить о
явлениях, которые мне, наоборот, НЕ НРАВЯТСЯ.
Больше всего я ненавижу... ПОПСУ! Нет, я не фанат рока или
джаза, и эстрадная музыка, особенно 60-90-х годов, мне очень нравится. Да и
сейчас иногда кому-нибудь удаётся нет-нет, да и написать пристойную песенку.
Попса - это не стиль и не направление, и даже не электронная музыка. Попса -
это ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ, крайняя степень деградации в искусстве. К сожалению, попса
не только не отмирает, но и имеет наглость развиваться. Что мы и созерцаем на
телеэкранах.
Даже в совковое время не все партийные шапкозакидательские
песенки были попсой. Часть из них, это верно, была накропана под диктовку
конъюнктуры, например, вспомните видео песни "У деревни Крюково", где
молодые, щеголевато одетые ребятки елейно-слюнявыми голосками тянули "...у
деревни Крюково погибает взвод!.." Как вспомнить - с души воротит! Но были
ведь люди, свято верившие в ту лапшу, кою вешала совковая пропаганда,
проникавшиеся духом стремления к созиданию, свету, любви... Вот тогда рождались
песни типа "Любовь, комсомол и весна" или "Мой адрес - Советский
Союз!"
Если исключить полный смеси совдеповского маразма и
пионерской наивности текст, музыка была просто великолепной, она заряжала
позитивной энергией. И, кстати, была очень с умом написана и аранжирована.
Грамотные тембра, "вкусные" подголоски (правда, чего греха таить,
иногда откровенно "спёртые" у зарубежных команд, о чём большинство
публики, разумеется, в то время знать не могло), мощный и продуманный бэк-вокал
(тоже, конечно, в манере своего времени)... Уже эти песни - далеко не попса! А
были ещё песни о вечном - о любви, о дружбе... Свой настрой публике они с
успехом передавали, а ещё были хорошим "пропуском" для молодых
исполнителей.
Тогда на сцену пробиться было не проще, чем сейчас, и вовсе
не по финансовым причинам! Бесчисленные худсоветы чутким ухом моментально
улавливали "чуждые советскому человеку" нотки, заимствованные из
недоглушенных забугорных мотивов, и пресекали их проникновение в народ на
корню! С одной стороны, разумеется, свинство. А с другой - постоянный повод
создавать что-то своё, чего нет там, за "железным занавесом", то есть
стимул делать эстрадную музыку своей, близкой, в какой-то степени народной. И
испытания эти, как видим, проходили только лучшие из лучших.
В результате звание артиста ещё в конце 80-х годов было
весьма высоким. И многие его оправдывали. А песни становились настолько
популярными, что живут в народе и по сей день. Согласитесь, нынешним молодым
"звёздам" при всем пиаре и раскрученности до них, до мэтров эстрады,
ползти ещё мно-о-ого киломЭтров!
Мне, естественно, возразят, что не всё было так гладко в
Совке, что среди рок-исполнителей и прочих, как тогда говорили,
"западников" тоже было много больших талантов, а их совдеповская
цензура велела "тащить и не пущать", из-за чего многие спились или, с
трудом вырвавшись, навечно "свалили за бугор". Согласен. Но те, чьи
песни мы до сих пор свято храним и тоже аж никак не причисляем к попсе,
всё-таки выжили и стали популярными, с одной стороны вопреки, а с другой -
благодаря "совку". Ибо в основном они были идейно направлены против
него. И люди, коим совок претил, бережно хранили и помогали развивать всё то,
что было созвучно их мыслям. До сих пор коробит, когда какой-нибудь нынешний
металлюга обзывает песни Цоя или Кормильцева "попсой". Сразу видать,
не нюхали они тех времён, когда за одну только "фенечку" на руке
можно было оказаться под колпаком ментов!
Совок благополучно рухнул, и все вроде как обрадовались.
Однако теперь мы имеем "на лице" всё то, чем нас стращали господа
коммунисты. Дыхание Запада оказалось ещё тлетворнее, чем можно было ожидать! С
начала 90-х эстрадная музыка становилась чем дальше, тем примитивнее, и в конце
концов попса оформилась как стиль и начала давать ответвления. Неудивительно,
ведь во главу угла ставилось не содержание западной рок- и поп-музыки, а ФОРМА!
А она ещё у "Битлз" была весьма примитивной. Фактически это были
рок-версии шотландских народных песен, кои после дальнейшей примитивизации
превратились в кантри. Тем не менее именно "Битлз" были наиболее
популярной командой в совке. Не "Дип Пёрпл", не "Лед
Зеппелин", не "Квины", а именно "Битлз" и иже с ними!
Почему? Да именно из-за простоты! Ибо у дворовых исполнителей редко встречались
вокальные данные Фредди Меркюри или музыкальные - Ричи Блэкмора. Да и записи, а
не то что ноты таких команд тогда достать было делом весьма непростым. А
попробуйте-ка "снять" на слух, к примеру, "Fireball" или
"Богемскую рапсодию", зная только "три блатных аккорда"!
Когда же такие вот, с позволения сказать,
"таланты" смогли за деньги или при поддержке властей (да-да, я сам 8
лет отыграл в ВИА при Доме творчества молодёжи и школьников!) выползать на
большую сцену, и началась деградация. В моём ВИА уже следующее за нами
поколение в упор не умело (и не хотело уметь) ни слышать гармонию, ни играть
аккорды сложнее "семёрки" (т.е. септаккорда); на попытки показать им,
как это делается, был один ответ: а на хрена, если можно сыграть проще? Мы,
мол, академиев не кончали, нам оно и так неплохо звучит! Я играю в группе, и
это главное! Девки во дворе, видя меня, с гитарой идущего с репетиции, и так
кипятком писают!
Такое вот сволочное отношение к музыке меня начало нешуточно
бесить, и я ушёл из ансамбля. Но ушли-то мы. А они остались. И стереотип тоже.
В результате теперь, говоря, что ты музыкант, чаще всего слышишь: "Ну и
что?" или "Я тоже музыкант: я на караоке пою!" Или же сразу
типовый вопрос: "А как твоя группа называется?" То есть музыкант без
группы вроде как и не музыкант вовсе. И вообще, а что тут особенного? Сейчас
играют и поют все, кому не лень! А смысл и образы в песнях выродились просто в
штампы, которые не только давно поменяли значение, но и зачастую вообще его
утратили.
Вот именно. Это и есть та самая ПОПСА! То есть уже пофигу,
что, как и где ты поёшь. А главное, ВСЕМ ДО ЛАМПОЧКИ, О ЧЁМ!!! Рок, потеряв
генеральное пугало в виде Совдепии, выродился, потерял "изюминку" и
ударился в оттачивание тупой скоростной техники или шлифовки звука (неизвестно
на кой ляд!) Песни стали практически ни о чём, рок стал пустой формой. Такой же
стала и попса как направление. Более того, рок стал подменять попсу, ибо
публика, обожравшись того г..., кое тоннами изливает на нас телевидение, ищет спасения
там. Дельцы от шоу-бизнеса это дело быстренько смекнули и прибрали к рукам и
рок. Сначала раскупили или распродали всё, что осталось от уютных подвалов и
чердаков заводов и "каморок, что за актовым залом" в школах, ВУЗах и
ПТУ. Потом на месте некоторых из них организовались студии и репетиционные
базы, но уже, естественно, ПЛАТНЫЕ. А затем осталось только отдать за пару
копеек не особо богатых рокеров в лапы продюсеров, кои затыкают ими ныне дырки
в убогом мире нынешнего "музла". Ещё бы, не хватало ещё, чтобы рок
вернул былую силу, обретя в качестве объекта ненависти финансовую мафию,
которая достойна этого не менее, чем совок!
И вот сейчас в ответ на слово "попса" мне
заявляют, что "они, мол, чего-то добились в жизни", "у них есть
слава и деньги", "их любит народ..." И говорят это о Тине
Кароль, Могилевской, Мике Ньютон, "Корнях", "НеАнгелах" и
им подобных. Хорошо, господа, ну-ка, расскажите мне, чего же НА САМОМ ДЕЛЕ
добились эти "звёзды"? Сколько стоит "любовь публики" и
почём нынче "слава"? О чем они, в общем-то, поют и кому, кроме них,
это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно? Кто через десяток-другой лет вспомнит о них? А
главное, ГДЕ ЖЕ ЗДЕСЬ, НАКОНЕЦ ИСКУССТВО?!
Не сочтите за труд, ткните пальцем! А то я что-то никак не
могу заметить!
|